

Руководитель Центра ответственного инвестирования и зелёных финансов Бельгийско-Люксембургской Торговой Палаты в РФ Наталья Пономарева.
В 1970 году в знаменитом эссе «Социальная ответственность бизнеса – наращивать прибыль» будущий лауреат премии Шведского национального банка Милтон Фридман высмеял требования к корпорациям работать на «желательную для общества цель» и утверждал, что единственные, перед кем у менеджеров компании есть обязательства, это её акционеры.
Прошли десятилетия, и под влиянием требований институциональных инвесторов, банковского сектора и биржевых площадок, большинство компаний признали важность соблюдения стандартов ответственного ведения бизнеса этой части своей работы.
В особенности тема стала острой и отражаться на будущих финансовых результатах деятельности бизнеса и местных органов власти, в рамках принятых большинством стран “Стратегий адаптации и противодействия Глобального изменения климата” ( Paris Climate Agreement) и программы Устойчивого развития мира до 2030 года ООН (Sustainable Development Goals 2030).
Ещё в сентябре 2014 года в ЕС приняли «Руководство в области корпоративной социальной ответственности (стандартов ответственного ведения бизнеса)“. Была принята стратегия по КСО для Европейского Союза до 2020 года и механизм помощи членам ЕС в разработке «Национальных политик по КСО».
Тогда же в 2014 году в ЕС было принято постановление об обязательном раскрытии нефинансовой отчётности (в соответствии с новой формулировкой понятия КСО: «ответственность предприятий за их воздействие на общество») компаний численностью персонала более 500 сотрудников.
В приоритетные направления в Национальных стратегиях ЕС внесены, в том числе, направления, по которым компании должны отражать «возрастающую важность менеджмента цепочки ответственных поставщиков, социально-ответственного инвестирования, антикоррупционных практик, изменения климата и стабильности окружающей среды».
Наличие стратегии устойчивого развития/КСО уже законодательно закреплено во многих странах мира и является неотъемлемым требованием современных инвесторов, от институциональных до частных. Наличие документов по КСО – обязательное требование всех основных мировых биржевых площадок.
Формируется глобальная система, в которой прослеживается вся цепочка поставщиков, независимо от страны. Невозможно начать заключать договора поставок без раскрытия всей цепочки ответственных поставщиков. Уже известны случаи, когда компании оказывались не в состоянии продать свою уже доставленную в США продукцию для сети американских супермаркетов именно в связи с непрозрачностью системы поставки.

Многие компании получили начальный опыт и понимание важности системы КСО при получении проектного или торгового финансирования по линии международных финансовых организаций. Основой для выработки стандартов ответственного ведения бизнеса были «принципы Экватора»: так называется международная инициатива по управлению экологическими и социальными кредитными рисками в рамках проектного финансирования.
Принципы, которых десять, применяются в социально ориентированных практиках бизнеса в случаях, когда капитальные проектные затраты составляют не менее 10 млн долларов. Финансовые институты добровольно берут на себя обязательства по соблюдению «принципов Экватора», которые помогают им принимать ответственные решения по инвестированию с учётом факторов риска, чтобы финансируемые ими проекты разрабатывались с позиций социальной ответственности (ESG факторов) и в соответствии с разумными методами управления воздействием на окружающую среду.
Сегодня «принципы Экватора» соблюдают более 200 организаций, в том числе около 80 крупнейших банков 34 стран мира, деятельность которых охватывает 70% международного долгового проектного финансирования развивающихся рынков.
Другим источником норм социальной ответственности бизнеса выступают так называемые «принципы Салливана». Первая редакция этих принципов появилась ещё в 1977 году в рамках давления на ЮАР из-за системы апартеида. Новые глобальные «принципы Салливана» появились в 1999 году под эгидой ООН и стали основой ESG-факторов ответственного бизнеса.

ESG расшифровывается как Еnvironmental, Social & Governance. Здесь первая позиция – сфера окружающей среды, изменение глобального климата, вред от токсических отходов, и так далее. Вторая позиция – социальные механизмы и права человека и потребителя, а последнее – как построена система управления внутри компании.
Игнорирование принципов ESG плохо для компании не только с точки зрения имиджа. Оно грозит падением капитализации или сложностями с финансированием новых проектов развития. Инвесторы сегодня предпочитают компании, которые соответствуют ESG-критериям и стандартам КСО. ESG-риски и возможности сегодня широко включаются в традиционный финансовый анализ.
Целые сектора экономики, не говоря про отдельные компании, рискуют быть отрезанными от источников финансирования, базируясь на специфических ESG-критериях. Например, в марте норвежский суверенный фонд СФБ принял решение избавиться от своих инвестиционных активов стоимостью 8 млрд долларов в 134 компаниях, работающих над разведкой нефтяных и газовых месторождений.
При этом он сохранит доли в нефтяных фирмах, таких как Shell и BP, которые занимаются разработкой возобновляемой энергии. «Даже фонд, который пополняется за счёт нефти, видит, что будущее должно быть зеленым», – так комментировал это известие гендиректор крупнейшей норвежской компании по управлению активами Storebrand Ян Согестад.
В планах СФБ также распродажа своей доли в угольных компаниях, запасы которых составляют менее 20 млн тонн. В 2015 году фонд уже вывел свои инвестиции из угольной промышленности на общую сумму 6,5 млрд долларов. И он не одинок: почти тысяча инвесторов во всем мире с совокупным капиталом более 6 трлн долларов пошагово выводят свои средства из сектора углеводородной энергетики.
В связи с растущим весом внимания к устойчивому развитию и соблюдению стандартов ответственного ведения бизнеса в большинстве стран мира, с пониманием того, что бизнес может быть ключевым фактором стабильности в условиях кризиса, и принятием большинством развитых стран Национальных стратегий по Устойчивому развитию, России имеет смысл как можно более скорее принять Национальную стратегию Устойчивого развития в соответствии с Целями Устойчивого развития мира ООН, с учётом национальных приоритетов и целей.

В условиях начавшейся примерно с 2007 года постепенной перестройки всей мировой системы производства, потребления и финансирования на зелёные рельсы, принятия Организацией Объединённых Наций Программы развития мира – Целей Устойчивого развития до 2030 года, также особую роль приобретает выстраивание каждой компанией бизнес-стратегии, которая будет соответствовать глобальным мировым требованиям: целям Устойчивого развития ООН и Парижского соглашения по климату.
В России в начале 2018 года была создана Рабочая группа по вопросам ответственного финансирования (ESG finance), в том числе зелёного финансирования, при Экспертном совете по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России.
Ею подготовлена и выпущена диагностическая записка «Зелёные финансы повестка дня для России» где обобщён международный опыт и проанализированы российские эмитенты, у которых есть потенциал выпуска зелёных облигаций. Есть уже первый опыт выпуска первый зелёных облигаций в РФ на Московской бирже: это компания «Ресурсосбережение ХМАО» (декабрь 2018 года). Компания РЖД также выпустила первые зелёные еврооблигации в мае 2019 года.
Центральный Банк России записал зелёную повестку в основные направления развития финансового рынка, которые он опубликовал в прошлом году; и если эта тема появилась в документе регулятора – значит, через какое-то время произойдут серьёзные подвижки в эту сторону.
С 12 августа вступают в силу новая редакция Правил листинга Московской биржи, предусматривающая создание Сектора устойчивого развития для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых инициатив. Новый сектор будет состоять из трёх самостоятельных сегментов: зелёных облигаций, социальных облигаций и национальных проектов.
Национальный план по внедрению стандартов ответственного ведения бизнеса готовит Минэкономразвития совместно с Всероссийской Академией внешней торговли (ВАВТ). В частности, будут установлены требования к нефинансовой отчётности компаний, к рациональному использованию природных ресурсов, системе управления и соблюдения прав работников и гендерного равенства.
Новые требования также затронут компании, участвующие в госзакупках и получающие госфинансирование. В рамках подготовки к переходу на новые стандарты Минэкономразвития уже внесло в Правительство законопроект о обязательной отчётности компаний в области устойчивого развития (нефинасовой отчётности).
Он предполагает, что государственные (и с более чем 50% участием государства), а также крупные коммерческие компании будут обязаны раскрывать нефинансовые показатели работы в области устойчивого развития и социальной ответственности. Этот закон коснётся также предприятий МСП, которые являются или планируют стать поставщиками вышеперечисленных компаний, но отчётность для них будет менее сложной и сокращённой до 12 основных показателей.
Города и муниципалитеты тоже могут сыграть важную роль в формировании системы создания стандартов ответственного ведения бизнеса. В идеале, каждый город или муниципалитет должен иметь собственную программу (стратегию) Устойчивого развития на горизонт планирования до 2030 года минимум.
Таксономия ЕС, принятая в июне 2019 года и другие руководящие документы (Принципы зелёных облигаций, например) чётко структурируют и описывают виды деятельности и проекты, которые могут попадать под категорию «зелёные» или «устойчивого развития» или «социального воздействия», например — строительство социального жилья или объектов городской инфраструктуры, коммерческой недвижимости или развития городского общественного транспорта.
Наличие такой стратегии обязательно для привлечения зелёных инвестиций и технологий, для решения экологических и социальных проблем города и региона, наконец – для повышения конкурентоспособности производимых на территории экспортных товаров.