top of page

Элитный мусор. Почему бизнес не платит за отходы?

Бизнес не хочет платить за свой мусор. По имеющимся данным, уровень неплатежей за вывоз мусора со стороны юридических лиц достигает 65-70%. Об этом сообщил в интервью РБК генеральный директор «Российского экологического оператора» Денис Буцаев. И это напрямую указывает на то, что требуется ужесточение ответственности бизнеса. 



Госдума подключилась

Этот опрос обсуждали в среду на заседании комитета в Госдуме. Здесь пришли к выводу, что нужно вводить административную ответственность компаний за уклонение от заключения договоров с региональным оператором, чтобы населению не приходилось оплачивать услуги вывоза и утилизации ТКО за представителей бизнес-структур. 

«Действительно, проблема неоплаты юридическими лицами вывоза ТКО очень велика. Как правило, юрлица просто отказываются подписывать договор, а сотрудники региональных операторов не могут их к этому принудить. Конечно, в таких случаях обычно составляется акт и направляется в контролирующие органы. Вторым способом сокращения финансовой нагрузки юрлицами является заключение договоров на заведомо меньший объем отходов, нежели данное лицо образует. В итоге с точки зрения закона юридическое лицо защищено — ведь договор есть. Но в реальности оно значительно недоплачивает за образуемые отходы» — рассказал АиФ эксперт общественной организации «Зеленый патруль» Ярослав Князев.

Депутаты Госдумы на своем заседании утверждали, что необходимо перейти к оплате за вывоз ТКО, исходя из фактического объема мусора. Также они говорили о том, что надо создавать экономические стимулы для компаний осуществлять раздельный сбор отходов. «Я не вижу смысла принимать новые постановления и изменения в законы, так как есть статья КоАП 8.2, где ответственность юридических лиц прописана конкретно, и для многих штраф за первичное нарушение будет значительным, а если крупный бизнес решит, что ему дешевле платить штрафы, нежели заключать договор, за повторное нарушение возможна приостановка деятельности предприятия. Что касается хитрости с занижением образуемых отходов по договору, то тут, на мой взгляд, нужно всего лишь скорректировать процедуру расчета норматива. Ну и никто, конечно, не отменял контроль силами самого регоператора и надзорными органами», — говорит Ярослав Князев.


Регоператоры, со своей стороны, говорят, что дело тут не в слабом контроле. «Основная проблема в России в том, что не могут идентифицировать потребителя (юрлицо) и соответственно предъявить ему счет, либо недостаточно данных для судебной работы. Многие юрлица этим пользуются. У них есть некое невосприятие реформы, они считают, что это несправедливо: раньше была свобода договора. Некоторые юрлица, которые находятся в основном в многоквартирных домах или на отдаленных территориях, в принципе никогда за вывоз мусора не платили, а выбрасывали мусор в общие контейнерные площадки или вообще в лес. Когда мы вывозим их отходы, у них позиция такая: если через суд нас найдете, то мы заплатим. Такая позиция у многих, думаю, что и в целом по стране такая же ситуация», — говорит учредитель компании «РТ-НЭО Иркутск» Артем Мищенко.


В результате многие региональные операторы сейчас находятся на грани банкротства, потому что покрывать убытки им нечем. Также есть риски и того, что как минимум в 16 регионах вывоз ТКО и вовсе может быть прекращен. Такие цифры на днях озвучил министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. Глава ведомства дал поручение региональным властям принять исчерпывающие меры, чтобы не допустить мусорный коллапс. 


Реформа отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами началась в России 1 января 2019 года в рамках реализации Национального проекта «Экология». Ответственность за вывоз мусора перешла от разрозненных мелких компаний к крупным региональным операторам, отобранным правительствами субъектов России по конкурсу.


Источник

bottom of page